Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области «Мичуринская средняя
общеобразовательная школа № 123» |
|
|
Охрана здоровья |
|
Охрана здоровья
Программа "Здоровье"
|
Охрана и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся |
|
1 |
Система мероприятий по сохранению здоровья обучающихся |
4/3/2/1 |
2 |
Численность/ доля обучающихся общеобразовательных организаций, которые получают двухразовое горячее питание |
202чел. 100/ % |
3 |
Доля обучающихся, обеспеченных территорией, оборудованной для реализации раздела «Легкая атлетика» |
202чел./100 % |
4 |
Доля детей, занимающихся в спортивных и спортивно-технических объединениях |
150чел./ 74% |
5 |
Система социально-психологического сопровождения обучающихся: |
да |
|
в адаптационный период |
да |
|
на разных возрастах |
да |
|
наличие программы социально-психологического мониторинга |
нет |
Наличие и оценка состояния отдельных помещений
№ п/п |
Наименование |
Наличие
(да/нет) |
Оценка состояния
(4/3/2/1) |
8.6.1 |
Теплый туалет |
да |
4 |
8.6.2 |
Столовая или зал для приема пищи |
да |
5 |
8.6.3 |
Медицинский кабинет |
нет |
нет |
8.6.4 |
Кабинет социального педагога |
нет |
нет |
8.6.5 |
Кабинет психолога |
да |
3 |
8.6.6 |
Кабинет логопеда |
да |
3 |
ПАМЯТКА
о санитарно-гигиенических требованиях к учебному помещению
и организации урока
1. Общие требования
1.1. В каждом классе должен быть ростомер с цветной маркировкой, совпадающей по цвету с маркировкой столов и стульев (табл. 1).
Таблица 1
Цвет |
Высота от пола в обуви, см |
Оранжевый |
100-115 |
Фиолетовый |
115-130 |
Желтый |
130-145 |
Красный |
145-160 |
Зеленый |
160-175 |
Голубой |
Свыше 175 |
1.2. Ученики должны рассаживаться за парты строго согласно цветовой маркировке (табл.2).
Таблица 2
Размеры мебели и ее маркировка*
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 |
Группа роста
(в см) |
Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11 01 5-93 (в см) |
Цвет
маркировки |
Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11 016-93 (в см) |
1 |
100—115 |
46 |
Оранжевый |
26 |
2 |
115—130 |
52 |
Фиолетовый |
30 |
3 |
130—145 |
58 |
Желтый |
34 |
4 |
145—160 |
64 |
Красный |
38 |
5 |
160—175 |
70 |
Зеленый |
42 |
6 |
Свыше 175 |
76 |
Голубой |
46 |
1.3. На первых партах должны сидеть дети ниже других по росту, на последних – самые высокие.
1.4. Слабовидящие и слабослышащие дети должны сидеть на первых двух партах, независимо от их роста.
1.5. Часто болеющие дети не должны сидеть в крайнем ряду (у окна).
1.6. Необходимо менять местами (минимум два раза в год) детей, сидящих в крайних рядах.
1.7. На переменах обязательно сквозное проветривание кабинетов, а во время уроков - рекреаций (табл. 3).
* По ГОСТ 11015-93 "Столы ученические, типы и функциональные размеры" и ГОСТ 11016-93 "Стулья ученические".
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости
от температуры наружного воздуха
Наружная температура, °С |
Длительность проветривания помещения, мин. |
в малые перемены |
в большие перемены и между сменами |
От +10 до +6 |
4—10 |
25—35 |
От +5 до 0 |
3—7 |
20—30 |
От О до -5 |
2—5 |
15—25 |
От -5 до -10 |
1—3 |
10—15 |
Ниже -10 |
1—1,5 |
5—10 |
2. Использование и размещение цветов
2.1. Запрещено ставить цветы на подоконник, т. к. это снижает естественную освещенность в классе до 50%.
2.2. Цветы должны располагаться в специальных переносных цветочницах на высоте 65-70 см от попа или в подвесных кашпо в простенках окон.
2.3. Растения являются сильными аллергенами, а некоторые ядовиты. Не следует держать в классе азалию, фикусы, филодендрон и другие подобные растения. Прежде чем разместить в классе новый цветок, изучите его свойства.
3. Организация урока
Гигиенически правильная организация урока позволяет длительно и на высоком уровне поддерживать умственную работоспособность, а также предупреждать быстрое наступление утомления учащихся:
3.1. Плотность урока должна находиться в пределах 60-80%. Для расчета плотности урока необходимо провести хронометраж занятия. Наблюдающий в течение 60 мин делает пометки о том, чем занят учащийся. (Например: пятнадцатая минута - ученик отвечает, шестнадцатая-семнадцатая минуты -ученик отвлекается, восемнадцатая -ученик пишет.) После занятия рассчитывается доля времени в течение урока, затраченного школьниками на учебную работу. Она и будет характеризовать плотность урока.
3.2. Количество видов учебной деятельности у учащихся за урок должно быть от четырех до семи. Виды учебной деятельности:
-письмо;
-чтение;
-слушание;
-рассказ;
-рассматривание наглядных пособий;
-ответ на вопрос;
-решение примеров;
-обдумывание ответа и др.
3.3. Чередовать различные виды учебной деятельности необходимо через каждые 7-10 мин.
3.4. Продолжительность каждого из видов деятельности не должна превышать 10 мин.
3.5. Количество видов преподавания должно быть не менее трех за время урока. Виды преподавания:
- словесный,
- наглядный,
- аудиовизуальный,
- практическая работа,
- самостоятельная, индивидуальная, групповая работа, проект и др.
Урок с позиций здоровьесбережения
Критерии
здоровьесбережения |
На что обратить внимание |
Обстановка и гигиенические
условия в классе |
Температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители |
Количество видов учебной деятельности |
Норма – 4-7 видов за урок: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, рассматривание, списывание и т.д. |
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности |
Ориентировочная норма – 7-10 минут |
Многообразие видов и форм преподавания
|
Словесный, наглядный, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная, индивидуальная, групповая работа, проект |
Чередование видов преподавания |
Не позже, чем через 5-10 минут |
Наличие и место методов, способствующих активизации |
Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия).
Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки) |
Место и длительность применения ТСО |
В соответствии с СанПиН.
Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения! |
Поза учащегося, чередование позы |
Чередование позы в течение урока в зависимости от видов деятельности. Реальное наблюдение за учениками групп риска. |
Напоминание на уроке
о ЗОТ |
Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОТ |
Наличие мотивации
на уроке деятельности учащихся |
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент.
Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу |
Психологический климат на уроке
|
Взаимоотношения на уроке:
- учитель-ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество-авторитарность, учет возрастных особенностей);
ученик – ученик (сотрудничество- соперничество, дружелюбие – враждебность, активность- пассивность, заинтересованность - безразличие) |
Эмоциональные разрядки на уроке |
Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие |
Плотность урока
|
Количество времени, затраченное школьником на работу: от 60% (не менее!) до 75% (не более!) |
Момент наступления утомления и снижения учебной активности |
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности.
При правильно организованном уроке не ранее, чем:
начальная школа – на 35-40 минуте;
средняя и старшая школа – на 40 минуте. |
Темп окончания урока |
Спокойный, размеренный, ответы на вопросы учащихся, д/з уже давно записано и прокомментировано, настрой на успех. Улыбка учителя! |
|
|
|
Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish" |