Муниципальное казенное 

общеобразовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области  «Мичуринская средняя

общеобразовательная школа № 123»

 

Охрана здоровья

Программа "Здоровье"

 

 

Охрана и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся

 

1

Система мероприятий по сохранению здоровья обучающихся

4/3/2/1

2

Численность/ доля обучающихся общеобразовательных организаций, которые получают двухразовое горячее питание

202чел. 100/ %

3

Доля обучающихся, обеспеченных территорией, оборудованной для реализации раздела «Легкая атлетика»

202чел./100 %

4

Доля детей, занимающихся в спортивных и спортивно-технических объединениях

150чел./ 74%

5

Система социально-психологического сопровождения обучающихся:

да

 

в адаптационный период

да

 

на разных возрастах

да

 

наличие программы социально-психологического мониторинга

нет

Наличие и оценка состояния отдельных помещений

№ п/п

Наименование

Наличие

(да/нет)

Оценка состояния

(4/3/2/1)

8.6.1

Теплый туалет

да

4

8.6.2

Столовая или зал для приема пищи

да

5

8.6.3

Медицинский кабинет

нет

нет

8.6.4

Кабинет социального педагога

нет

нет

8.6.5

Кабинет психолога

да

3

8.6.6

Кабинет логопеда

да

3

 

ПАМЯТКА

о санитарно-гигиенических требованиях к учебному помещению

и организации урока

1. Общие требования

1.1. В каждом классе должен быть ростомер с цветной маркировкой, совпадающей по цвету с маркировкой столов и стульев (табл. 1).

Таблица 1

 

Цвет

Высота от пола в обуви, см

Оранжевый

100-115

Фиолетовый

115-130

Желтый

130-145

Красный

145-160

Зеленый

160-175

Голубой

Свыше 175

 

1.2. Ученики должны рассаживаться за парты строго согласно цветовой маркировке (табл.2).

Таблица 2

Размеры мебели и ее маркировка*

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93

Группа роста

(в см)

Высота над по­лом крышки края стола, об­ращенного к ученику, по ГОСТу 11 01 5-93 (в см)

Цвет

маркиров­ки

Высота над по­лом переднего края сиденья по ГОСТу 11 016-93 (в см)

1

100—115

46

Оранжевый

26

2

115—130

52

Фиолетовый

30

3

130—145

58

Желтый

34

4

145—160

64

Красный

38

5

160—175

70

Зеленый

42

6

Свыше 175

76

Голубой

46

1.3. На первых партах должны сидеть дети ниже других по росту, на последних – самые высокие.

1.4. Слабовидящие и слабослышащие дети должны сидеть на первых двух партах, неза­висимо от их роста.

1.5. Часто болеющие дети не должны сидеть в крайнем ряду (у окна).

1.6. Необходимо менять местами (минимум два раза в год) детей, сидящих в крайних рядах.

1.7. На переменах обязательно сквозное проветривание кабинетов, а во время уроков - рекреаций (табл. 3).

* По ГОСТ 11015-93 "Столы ученические, типы и функциональные размеры" и ГОСТ 11016-93 "Стулья ученические".

 

Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости

от температуры наружного воздуха

Наружная температура, °С

Длительность проветривания помещения, мин.

в малые перемены

в большие перемены и между сменами

От +10 до +6

4—10

25—35

От +5 до 0

3—7

20—30

От О до -5

2—5

15—25

От -5 до -10

1—3

10—15

Ниже -10

1—1,5

5—10

 

2. Использование и размещение цветов

2.1. Запрещено ставить цветы на подоконник, т. к. это снижает естественную освещенность в классе до 50%.

2.2. Цветы должны располагаться в специальных переносных цветочницах на высоте 65-70 см от попа или в подвесных кашпо в простенках окон.

2.3. Растения являются сильными аллергенами, а некоторые ядовиты. Не следует держать в классе азалию, фикусы, филодендрон и другие подобные растения. Прежде чем разместить в классе новый цветок, изучите его свойства.

 

3. Организация урока

Гигиенически правильная организация урока позволяет длительно и на высоком уровне поддерживать умственную работоспособность, а также предупреждать быстрое наступление утомления учащихся:

3.1. Плотность урока должна находиться в пределах 60-80%. Для расчета плотности урока необходимо провести хронометраж занятия. Наблюдающий в течение 60 мин делает пометки о том, чем занят учащийся. (Например: пятнадцатая минута - ученик отвечает, шестнадцатая-семнадцатая минуты -ученик отвлекается, восемнадцатая -ученик пишет.) После занятия рассчитывается доля времени в течение урока, затраченного школьниками на учебную работу. Она и будет характеризовать плотность урока.

3.2. Количество видов учебной деятельности у учащихся за урок должно быть от четырех до семи. Виды учебной деятельности:

-письмо;

-чтение;

-слушание;

-рассказ;

-рассматривание наглядных пособий;

-ответ на вопрос;

-решение примеров;

-обдумывание ответа и др.

3.3. Чередовать различные виды учебной деятельности необходимо через каждые 7-10 мин.

3.4. Продолжительность каждого из видов деятельности не должна превышать 10 мин.

3.5. Количество видов преподавания должно быть не менее трех за время урока. Виды преподавания:

- словесный,

- наглядный,

- аудиовизуальный,

- практическая работа,

- самостоятельная, индивидуальная, групповая работа, проект и др.

 

Урок с позиций здоровьесбережения

Критерии

здоровьесбережения

На что обратить внимание

Обстановка и гигиенические

условия в классе

Температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Норма – 4-7 видов за урок: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы   на вопросы, рассматривание, списывание и т.д.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Ориентировочная норма – 7-10 минут

Многообразие видов и форм преподавания

 

Словесный, наглядный, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная, индивидуальная, групповая работа, проект

Чередование видов преподавания

Не позже, чем через 5-10 минут

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).

Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия).

Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с СанПиН.

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения!

Поза учащегося, чередование позы

Чередование позы в течение урока в зависимости от видов деятельности. Реальное наблюдение за учениками групп риска.

Напоминание на уроке

о ЗОТ

Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОТ

 

Наличие мотивации

на уроке деятельности учащихся

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент.

Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

 

Взаимоотношения на уроке:

-         учитель-ученик (комфорт – напряжение, сотрудничество-авторитарность, учет возрастных особенностей);

ученик – ученик (сотрудничество- соперничество, дружелюбие – враждебность, активность- пассивность, заинтересованность - безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Плотность урока

 

Количество времени, затраченное школьником на работу: от 60% (не менее!) до 75% (не более!)

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности.

При правильно организованном уроке не ранее, чем:

начальная школа – на 35-40 минуте;

средняя и старшая школа на 40 минуте.

Темп окончания урока

Спокойный, размеренный, ответы на вопросы учащихся, д/з уже давно записано и прокомментировано, настрой на успех. Улыбка учителя!

 

Дата последнего обновления страницы 14.03.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»