Муниципальное казенное 

общеобразовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области  «Мичуринская средняя

общеобразовательная школа № 123»

 

ОРКиСЭ

Письмо №581-03/25 от 27.01.2016 г.  "Об организации работы по свободному, добровольному выбору модулей курса ОРКСЭ родителями на 2016-2017 учебный год"

 

Анкета родителей учащихся родителей 3-го класса

 

Информация о введении в МБОУ НР НСО "Мичуринская СОШ №123" комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в 2014-2015 учебном году

 

Памятка для родителей (законных представителей) обучающихся

о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»

 

Памятка родителям о курсе ОРКиСЭ

 

ПОЛОЖЕНИЕ Об оценивании результатов усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ

 

 

Основные положения о преподавании религиозной культуры в школе в новом ФЗ «Закон об образовании в РФ»

 

Проект учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в НСО

 

Примерная программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

 

Анкетирование родителей на собрании 01.09.2012 г.

 

Сайт Новосибирский образовательный НООС о внедрении курса ОРКиСЭ

 

Об учебном курсе

Основы духовно-нравственной культуры народов России

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».

Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.

С 1 сентября  2012 г.   во всех   субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации  от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществлялось в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса. С 2012/13 учебного года курс ОРКСЭ становится обязательным во всех общеобразовательных учреждениях РФ.

Издательство «Просвещение» в рамках проекта Министерства образования и науки РФ  и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации разработало учебно-методические комплекты курса  ОРКСЭ под названием  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4-5 классов.

Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Курс  включает 6 модулей-учебников: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» и  является    единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы.
Содержание учебников  согласовано с руководителями и уполномоченными лицами соответствующих религиозных организаций.

Учебники издательства «Просвещение» одобрены Межведомственным координационным советом при Минобрнауки России, успешно прошли экспертизу в РАН и РАО на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, включены в Федеральный перечень учебников на 2012/13 учебный год.

Учебник Класс
379 Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5
380 Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры 4-5
381 Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры 4-5
382 Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры 4-5
383 Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур 4-5
384 Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4-5

Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать в  4 классе с начала учебного года,  на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы, в соответствии с  Приказом Министерства образования и науки №74 от 01 февраля 2012 г.    
Курс рассчитан на 34 часа. По месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.  С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение гуманитарных предметов: истории, литературы.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 Структура комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа)

  • Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества(1час)
  • Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
  • Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
  • Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой,  деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс. 

Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.

Один из модулей изучается школьником с его согласия и  по выбору его родителей. Каждый ученик получает один из шести предлагаемых учебников, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

Работа с семьями обучающихся – важный компонент в изучении курса ОРКСЭ. Особая роль в изучении курса отводится родителям. Именно поэтому в комплект входит «Книга для родителей». Только совместными усилиями школы и семьи можно обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие ребенка. Апробация показала, что этот метод действительно работает. Дети начали говорить с родителями о традициях, нравственных ценностях и это большое достижение данного курса. Ребёнок всегда будет внимательно и деликатно относиться к своему однокласснику, изучающему другой модуль, если его родители, другие значимые для него взрослые с уважением относятся к представителям иного мировоззрения.

Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших школьников.

Тот факт, что уча­щиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», не означает  разделения школьников по конфессиональным и мировоззренческим основаниям. Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения.

Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
Предусматривается, что на нескольких заключительных уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.

Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником. Люди  даже при разных взглядах могут найти основы для открытого диалога и объединения.
В настоящее время организовано обучение по преподаванию курса ОРКСЭ в рамках повышения квалификации работников образования в дистанционном режиме на базе  Открытого виртуального университета «Просвещение» (http://www.prosv-ipk.ru).

Дата последнего обновления страницы 14.03.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»